Финал «Во все тяжкие» – каким он получился и каким должен был быть

Вот уже на протяжении пяти лет телезрители со всех уголков земного края пристально следят за действиями Уолтера Уайта, американского учителя химии, занимающегося изготовлением метамфетамина. Будучи больным раком и осознавая близкую смерть,

Уолтер пустился во все тяжкие и стал изготавливать свой прославленный синий метамфетамин, чтобы обеспечить свою семью после того, как он умрет. Для этого ответственного дела он выбрал себе в напарники своего бывшего ученика – молодого хулигана и наркомана Джесси Пинкмана. Вместе они раздобыли трейлер и отправились на нем в безлюдную пустыню, чтобы там, спрятавшись от посторонних глаз, спокойно варить свой метамфетамин. Однако, как и следовало ожидать, ничем хорошим для наших героев эта затея не оборачивается, и очень скоро Уолтер и Джесси оказываются вовлеченными в водоворот опасных событий. Они оказываются окруженными и находятся между двух перекрестных огней – с одной стороны их смерти жаждут головорезы и наркоторговцы, а с другой их разыскивает отдел национальной безопасности, в котором работает свояк Уолтера, еще не подозревающий о том, чем в свободное время занимается его знакомый учитель химии. Сериал «Во все тяжкие» не переставал удивлять зрителей своими неожиданными сюжетными поворотами на протяжении пяти сезонов, но как и все хорошее в этом мире, приключения Уолтера Уайта должны подойти к их логическому концу. Каким получился финал этого эпичного сериала, аналогов которого телевидение еще не видело, и насколько он соответствует качеству самого сериала далее в статье…

В последнем эпизоде «Во все тяжкие» Уолтеру предстояло решить немалое количество проблем в весьма короткий промежуток времени. Также в воздухе висело множество вопросов без ответов: умрет ли учитель химии? Сможет ли он добраться до своей семьи? Какая роль отведена Мари? Для кого предназначен рицин, который Уолт достал из своего бывшего дома? А пулемет? Что отчаянный наркобарон сделает с Элиотом и Гретхен Шварц, прибравших к своим рукам все труды и заслуги Уолтера по отношению к компании «Серое вещество»? А что станет со Скайлер? Как далеко зайдет история с Лидией и Тоддом? Ну и наконец, что стало с Хьюэлом – он так и остался в страхе ждать судьбу в своей гостиной? «Фелина» (перевернутое слово Finale) – последний эпизод одного из самых увлекательных сериалов за всю историю телевидения, дает ответы практически на все вышеперечисленные вопросы. Эта серия является своего рода пулеметом всей истории, поражая вопросы со скоростью пулеметной очереди. Эта серия не была чем-то амбициозным в отличии от других эпизодов сериала. Во многом финал был предугадаем – не было никаких серьезных неожиданных поворотов сюжета (ну, разве что, за исключением схемы отмывания денег Уолта с помощью Грэтхен и Элиота). И это хорошо, потому что концовка получилась не только эффектной и логичной, но и правдивой. Сериал остался верен самому себе и своему духу: духу вестерна. Да, «Во все тяжкие» можно смело назвать вестерном, в котором главный герой, если его только можно так называть, возвращается обратно в город на встречу с врагами, говорит свое «до свидания» и умирает. Как и любой вестерн, «Во все тяжкие» заканчивается хорошей перестрелкой не лишенной также и убийств с помощью дозы яда. Самое главное в концовке сериала это то, что она была логичным заключением, пускай в ней и не было ничего непредсказуемого. Именно простота и реальность делают ее столь замечательной концовкой для такого сериала как «Во все тяжкие». Финал получился ярким и полным экшена, но в то же время простым и реалистичным, лишенным соплей и высасывания из пальца.

Однако, давайте не будем заблуждаться насчет самого Уолтера. Да, он решил многие проблемы, виновником которых был он сам, но это вовсе не значит, что он стал хорошим человеком. Он вернулся в город не как Уолтер Уайт, которого когда-то знали друзья и близкие, а как Гейзенберг и решил все свои проблемы в стиле Гейзенберга. Он нашел способ как безопасно передать деньги, заработанные на продаже метамфетамина, своей семье; в буквальном смысле спас Скайлер от тюрьмы, дав ей координаты могилы Хэнка; разрушил логово банды Джека, расправился с ее главарем и отравил Лидию своим любимым ядом. Но можно ли это назвать искуплением? Стал ли Уолтер Уайт тем человеком, который он когда-то был? Нет, и он сам прекрасно это знал и скорее всего даже не хотел этого. Вместо исповеди он закончил свою жизнь с чем-то вроде примирения со своей судьбой – он знал, кем он был и перестал лгать себе и окружающим. Это ярко заметно в его последних словах к Скайлер, когда он говорит ей: «Я делал это для себя. Мне нравилось заниматься этим. Я чувствовал себя живым». Именно это коренным образом меняет моральное заключение сериала, которое мы обычно ожидаем от подобных сюжетов – Уолтер не раскаивается за то, что он сделал, хотя ему жаль насчет некоторых последствий своих действий. Он наркобарон. Пускай со своим кодексом чести, но все же наркобарон. И он отправляется в самое пекло, чтобы наказать своих врагов. Плохой парень идет наказывать еще более плохих парней. Можно ли это назвать справедливостью? Нет, все есть так, как есть.

Причем «Фелина» показывает нам не только триумф Уолтера над своими врагами и хитроумное решение со своими кровавыми деньгами, но также и проблемы, которых он был не в силах решить. Он не смог заставить свою семью снова полюбить его, и хотя Скайлер позволяет ему последний раз взглянуть на ребенка, она не прощает его. Все, чем ему приходится довольствоваться перед своим уходом это быстрый взгляд на своего сына на расстоянии. Он прекрасно понимает, что даже если и не попадется в лапы агентов, следящих за домом, в котором живет Флинн со своей матерью, то все, что он услышит от сына это проклятия и его последними словами будут пожелания смерти отцу, которая итак скоро произойдет с ним. После своей последней встречи с семьей полной сентиметальностей, Уолт отправляется в логово Джека, где с помощью изобретательности и науки он снова выигрывает, поразив своих врагов методами Гейзенберга. Его последние мгновения с Джесси кажутся слегка короткими, но их отношения дошли до того уровня, когда ничего другого и не стоило ожидать. Что же касается самого Джесси, то мы можем наблюдать его освобождение – скорее не физическое освобождение из заключения, а духовное освобождение – он освобождается от Уолтера, призрака, преследующего его последние годы и принесшего в его жизнь столько страданий и разочарований. Однако, в конце Джесси не решается воспользоваться возможностью убить Гейзенберга – он предпочитает дать ему умереть самому. В конце мы видим Уолтера Уайта, покидающего наш свет без эпичных прощальных речей и раскаяний – его последние слова были обращены к Лидии, которой он позвонил, чтобы сообщить ей о ее предстоящей смерти от рицина. В некотором смысле эта концовка идеальна и возможно более сложная, чем это может показаться с первого взгляда. Еще до выхода последнего эпизода сообщество поклонников культового сериала разбилось на два лагеря: одни хотели, чтобы Уолтер умер в конце, а другие ждали его триумфа. Одни ждали, что он выйдет сухим из воды, в то время как другие не могли дождаться его наказания. Можно сказать, что финал не разочаровал ни тех, ни других, поскольку в конце Уолт одерживает победу над своими врагами. Он добивается успехов во всех своих планов – его деньги в безопасности, а враги повержены. Голос Уолтера Уайта это последнее, что они слышат перед тем как уйти из жизни и все кончается так, как он это запланировал. Как сказал бы Гейзенберг: «Ничего не кончено пока я так не решил». На концовку можно взглянуть и с другой стороны: не как на что-то одобряющее поступки Гейзенберга, а как нечто четко показывающего нам этого удивительного персонажа. Винс Гилиган, создатель одноименного сериала, в своем интервью сказал, что Уолтер в конце «Фелины» сравнивается с Голлумом из «Властелина колец» - его последние мгновения жизни в нарколаборатории похожи на воссоединение Голлума с его прелестью. Это весьма интересное сравнение, так как и у Голлума было раздвоение личностей и, подобно Уолтеру он покинул мир без раскаяния за совершенное зло, но все же сыграв большую роль в победе над большим злом. Уолтер остается наедине с собой и работой его последних лет, лет когда он чувствовал себя по-настоящему живым, несмотря на приближающуюся смерть от рака. Последние вещи, которые он видит это собственное отражение, его устройства по изготовлению мета и мазок крови на ней. Он остается наедине с тем, что он любил и чего заслуживал. Не могу сказать, что ты мне нравишься, Уолтер Уайт, но мне нравится твоя эпичная история с ее холодной и кровавой концовкой.

Концовку «Во все тяжкие» можно оценивать по-разному, но ее не стоит сравнивать с концовками таких сериалов как «Семья Сопрано», «Остаться в живых» и прочих подобных сериалов, как это делают многие. Вышеперечисленные сериалы это совершенно другие истории с совершенно другими героями и моралью, поэтому сравнивать их концовки с той, что мы видим в истории Гейзенберга нет смысла. Говорить, что финалы, которые отвечают на все вопросы лучше всех остальных, то же самое, что говорить, что поэзия лучше прозы и тому подобное. Винс Гилиган не дает нам того, что мы могли бы назвать хэппи-эндом, однако это было предсказуемо учитывая всю мрачность сериала и события, происходящие в нем. И хотя хэппи-эндом тут и не пахнет все не так мрачно – Уолтер смирился с тем, кто он есть и принял свою судьбу. Он также расправился со своими врагами и благополучно сохранил деньги для своей семьи, а также освободил Джесси (хотя не факт, что это входило в его изначальные намерения). В общем финал получился достойным сериала – мрачным, холодным и реальным, не лишенным однако некоторых положительных ноток. Уолтер расправился со своими врагами в стиле Пачино из «Лица со шрамом», признал в себе злодея по имени Гейзенберг и смирившись со своей судьбой, а также довольный тем, что не оставил ни одну проблему нерешенной, он спокойно покинул наш свет. Да будет земля тебе пухом, Гейзенберг, нам будет не хватать тебя.




Похожие новости